Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Франсиско Гойя
Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник. 1788
Валенсийский собор
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Подготовительный эскиз, 38 х 29 см, частная коллекция
Подготовительный рисунок, карандаш, 35,2 х 27,3 см, Прадо [1]

«Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник» (исп. San Francisco de Borja y el moribundo impenitente) или «Святой Франсиско де Борха у постели умирающего грешника» (исп. San Francisco de Borja asistiendo a un moribundo)[2] — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная маслом на холсте и ныне находящаяся в Валенсийском соборе[3].

История создания[править | править код]

В 1787—1788 годах Мария Хосефа Пиментель и Тельес-Хирон, герцогиня Осуна, затеяла реконструкцию капеллы святого Франсиско Борджа в Валенсийском соборе. Святой, который при жизни был герцогом Гандия и маркизом де Ломбай, приходился предком герцогине Осуна. Для капеллы были заказаны три новых картины со сценами из жизни святого. Главная из них, «Святой Франсиско де Борха над телом императрицы Изабеллы[пол.]», была написана художником Мариано Сальвадором Маэльей[англ.]. Гойя, пользовавшийся покровительством герцогов Осуна, получил заказ на создание двух картин для боковых стен капеллы: «Святой Франсиско де Борха прощается со своей семьёй» и «Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник». Крупноформатные полотна были закончены к 16 октября 1788 года, так как эта дата значится в счёте за них, который Гойя выписал герцогине на сумму 30 000 реалов. Эти картины прославляли третьего генерала Общества Иисуса (иезуитов) всего лишь через 20 лет после роспуска и изгнания его ордена из Испании[исп.]. Эти два полотна Гойи существенно отличаются друг от друга: первое носит характер предромантического исторического произведения, а на втором изображены демоны, характерные для более поздних работ Гойи[2].

Франсиско Борджа родился в 1510 году в Гандии (Валенсия). Он происходил из влиятельного рода Борджиа, получил аристократическое образование, служил при дворе короля Карла V Габсбурга. Он женился на Леонор де Кастро и имел восемь детей. Как доверенное лицо короля, в 1539 году ему было поручено доставить тело покойной королевы Изабеллы Португальской из Толедо в Гранаду. По прибытии в город Франсиско пришлось открыть гроб, чтобы доказать, что в нём находится тело королевы. Вид разлагающегося тела некогда прекрасной правительницы так потряс его, что он решил «никогда больше не служить смертному правителю». После смерти своей супруги в 1546 году он присоединился к недавно образованному ордену иезуитов, отказавшись от мирских благ и титулов.

Описание[править | править код]

«Андромаха, оплакивающая Гектора[фр.]», Жак-Луи Давид, 1783 год

На полотне Гойи изображён один из популярных мотивов в иезуитской иконографии — чудо святого Франсиско, которого привели к закоренелому грешнику, отказавшемуся от обряда елеосвящения. Рана Христа на распятии, обращённым святым Франсиско к не желающему раскаиваться грешнику, закровоточила, изливаясь в направлении умирающего. Тот испускает последний вздох, проклиная Христа, и бесы забирают его душу[4].

Гойя достоверно представил легендарный эпизод из жизни святого. Действие происходит в тёмной комнате, свет в которую пробивается лишь через круглое окно, наполовину прикрытое зелёной занавеской. В правой части полотна расположен святой Франсиско в простом чёрной одеянии[5]. В руке он держит распятие, на столе позади него находится ёмкость с маслом для елеосвящения[6]. Он молится о спасении души умирающего, который отказывается покаяться. Кровь течёт из ран Христа, очищая грешника и изгоняя бесов из его тела[5]. На лице святого читается страх и удивление перед свершающимся чудом. Демоны, притаившиеся за душой умирающего человека, кучкуются за кроватью, окружённые красным свечением, напоминающим адский огонь[7][8]. Эта картина стала первой работой Гойи, на которой изображены фантастические монстры и чудовища, плоды воображения художника, характерные для его более поздних работ, например, серии офортов «Капричос»[9]. При их изображении художник вдохновлялся испанским средневековым искусством[6]. Художник заменил этими демонами херувимов, обычно сопровождавших фигуры святых[10].

Зелёная занавесь делит композицию на две части: правая — это пространство святого с распятием, а левая — грешника с бесами[10]. Мужчина, умирающий от боли, лежит полуголый в постели, его резко выделенная обмякшая нога высовывается из-под простыни[5]. Лицо искажено агонией, цвет кожи как у мертвеца. То, как Гойя нарисовал это тело, предвосхищает собой стиль, характерный для его более поздних «Мрачных картин». Грудь раздувается, как бы скрывая внутри демона, который борется со святым за душу грешника[10]. Испанский искусствовед Альфонсо Перес Санчес[исп.] отмечал композиционное сходство полотна Гойи с «Андромахой, оплакивающей Гектора[фр.]» Жака-Луи Давида, особенно в положении тела. Эта картина 1783 года обеспечила Давиду место в парижской академии, но неизвестно, был ли Гойя знаком с этой работой[11][6]. Историки искусства предполагают, что Гойя отправился во Францию в 1787 году и, возможно, тогда познакомился с творчеством Давида[12].

Для картины характерна сильная экспрессия, что отличает её от других религиозных произведений Гойи того же периода и свидетельствует о нелинейной эволюции стиля живописца[7]. Мрачная атмосфера этой картины контрастирует со «Смертью святого Иосифа[пол.]», которую Гойя написал годом ранее. Та картина наполнена тёплым светом, миром и любовью, в то время как здесь умирающий грешник наполнен чувствами напряжения и страха[11]. Искусствовед Санчес Кантон[исп.] связывает эту картину с «Откровением Иоанна Франциска Режиса» Мишеля-Анжа Уасса[6][13]. Силуэт святого Франсиско де Борха напоминает силуэт другого святого с картины Гойи «Проповедь Сан-Бернардино Сиенского перед Альфонсо V Арагонским[пол.]»[7].

При работе над этой картины Гойя использовал быстрые, решительные мазки с большим количеством краски[5]. Выделяются тёплые оттенки зелёного и аура святого[3].

Подготовительные наброски[править | править код]

Сохранились два подготовительных наброска. Первый, выполненный карандашом на бумаге, более академичен. Сцена гораздо мягче — святой спокоен и собран, а лежащий в постели грешник кажется смиренным[7]. Над ними витают три херувима, а в правой части полотна изображён убегающий крылатый дьявол[6]. Композиция второго этюда, выполненного маслом, преимущественно повторяет итоговый результат, но есть небольшие отличия. Чудовища на эскизе более устрашающие и звероподобные: рядом с рогатым демоном, изображённым в профиль слева, находится козлиная голова. За ней расположилось ещё одно чудовищное существо с большими красными глазами. Остальное пространство занимает тёмный крылатый демон, упирающийся когтями в кровать[6]. Тело грешника более искривлено, он сжимает кулаки и размахивает ногами, о чём свидетельствуют блики, отображённые Гойей на зелёном одеяле. У святого нет нимба, он стоит ближе к умирающему и смотрит в пол, чтобы не созерцать страшного вида грешника, окрапляемого кровью Христовой, текущей с распятия. Окно украшено гипсовым карнизом, отсутствующим в итоговом полотне, а прутьев в оконной решётке значительно меньше[14][13]. По мнению британской исследовательницы Джульет Уилсон-Баро[англ.], Гойя изменил некоторые детали, чтобы добиться более сдержанного эффекта, подходящего для картины, украшающей собор[14].

Провенанс[править | править код]

С момента своего создания в 1788 году и до нынешних времён картина неизменно находится в Валенсийском соборе[10]. Эскиз, выполненный маслом, находился в частной коллекции Франсиско де Асебаля-и-Арратии[исп.]. Затем он попал в частную коллекцию маркизов де Санта-Крус, где и поныне хранится[14]. Набросок, сделанный мелом, находится в собрании музея Прадо[1].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 San Francisco de Borja y el moribundo impenitente (исп.), museodelprado.es, Дата обращения: 18 июня 2023 Архивная копия от 15 октября 2022 на Wayback Machine
  2. 1 2 3 Francisco Goya. — Poznań: Oxford Educational. — ISBN 8374254971.
  3. 1 2 3 María Jesús Díaz (red.). Goya. — Madrid: Susaeta Ediciones, 2010. — С. 95–98. — ISBN 978-84-9928-021-9.
  4. 1 2 Xavier F. Salomon. Goya and the Altamira family. — Nowy Jork: The Metropolitan Museum of Art, 2014. — С. 41. — ISBN 978-1-58839-553-5.
  5. 1 2 3 4 5 San Francisco de Borja asistiendo a un moribundo (исп.), artehistoria.com, Дата обращения: 18 июня 2023 Архивная копия от 19 июня 2023 на Wayback Machine
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Manuela Mena. Goya: el capricho y la invención: cuadros de gabinete, bocetos y miniaturas. — Madrid: Museo del Prado, 1993. — С. 150–151. — ISBN 8487317243.
  7. 1 2 3 4 5 José Camón Aznar. Fran. de Goya. — Zaragoza: Caja de Ahorros de Zaragoza, Aragón y Rioja, 1980. — Т. II. — С. 62. — ISBN 8450041651.
  8. 1 2 Fabienne Gambrelle (1998-2005). "Francisco Goya". Wielcy malarze, ich życie, inspiracje i dzieło. 77. Warszawa: Eaglemoss Polska: 9. ISSN 1505-9464.
  9. 1 2 Robert Hughes. Goya. Artysta i jego czas. — Warszawa: WAB, 2006. — С. 126. — ISBN 8374142480.
  10. 1 2 3 4 5 San Francisco de Borja asistiendo a un moribundo (исп.), fundaciongoyaenaragon.es, Дата обращения: 18 июня 2023 Архивная копия от 30 июня 2012 на Wayback Machine
  11. 1 2 3 Alfonso E. Pérez Sánchez[исп.]. Goya. — Warszawa: Oficyna Imbir, 2009. — С. 15, 56–57. — ISBN 978-83-60334-71-3.
  12. 1 2 Manuel Jorge Aragoneses [et al.] El Arte europeo en la Corte de España durante el siglo XVIII. — Madrid: Ministerio de Cultura, 1980. — С. 72. — ISBN 8474830591.
  13. 1 2 3 Enrique Lafuente Ferrari. Goya en las colecciones madrileñas. — Madrid: Museo del Prado, 1983. — С. 136–137. — ISBN 84-300-9033-9.
  14. 1 2 3 4 San Francisco de Borja asistiendo a un moribundo (boceto) (исп.), fundaciongoyaenaragon.es, Дата обращения: 18 июня 2023 Архивная копия от 29 июня 2012 на Wayback Machine
  15. Jeannine Baticle. Goya. — ABC S.L., 2004. — С. 117.