Пикалов, Андрей Никитович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Андрей Никитович Пикалов
Дата рождения 9 мая 1924(1924-05-09)
Место рождения с. Лещ-Плота, Тимский уезд, Курская губерния, РСФСР, СССР
Дата смерти 27 декабря 1982(1982-12-27) (58 лет)
Место смерти Харьков, Украинская ССР, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск стрелковые войска
Годы службы 1943—1946
Звание
Часть

в годы Великой Отечественной войны:

  • 342-й стрелковый полк 136-й стрелковой дивизии
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Орден Красного Знамени Орден «Знак Почёта» Орден Славы I степени Орден Славы II степени
Орден Славы III степени Медаль «За отвагу» (СССР) Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Ветеран труда»

Андрей Никитович Пикалов (1924—1982) — советский военнослужащий. В Рабоче-крестьянской Красной Армии и Советской Армии служил с марта 1943 года по декабрь 1946 года. Участник Великой Отечественной войны. Полный кавалер ордена Славы. Воинское звание — старшина.

До призыва на военную службу

[править | править код]

Андрей Никитович Пикалов родился 9 мая 1924 года[1][2][3] в селе Лещ-Плота[1][4][5] Тимского уезда Курской губернии РСФСР СССР (ныне в черте села Гололобовка Солнцевского района Курской области Российской Федерации[1][2]) в крестьянской семье. Русский[1][2]. Окончил 6 классов неполной средней школы в 1938 году[2]. До немецкой оккупации села работал трактористом районной машинно-тракторной станции[5].

На фронтах Великой Отечественной войны

[править | править код]

В феврале 1943 года Солнцевский район Курской области был освобождён советскими войсками, и 2 марта[6] А. Н. Пикалов был призван на военную службу. После прохождения курса молодого бойца в мае 1943 года его направили в 136-ю стрелковую дивизию, формирование которой началось в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармеец роты связи 342-го стрелкового полка А. Н. Пикалов с 28 августа 1943 года на Воронежском фронте. Боевое крещение принял в боях за город Зеньков Полтавской области в ходе Сумско-Прилукской операции Битвы за Днепр. 6 сентября, после двухнедельных ожесточённых боёв, Зеньков был освобождён, и войска Воронежского фронта устремились к Днепру. Андрей Никитович в составе своего подразделения участвовал в освобождении Левобережной Украины, разгроме немецкой группировки в районе Дарницы.

В период с 25 сентября по 1 октября 136-я стрелковая дивизия полковника И. М. Пузикова несколько раз пыталась форсировать Днепр южнее Киева и развить наступление на Пирогово. Однако из-за того, что 50-й стрелковый корпус, в состав которого в тот момент входила дивизия, был недостаточно усилен и имел очень мало боеприпасов и переправочных средств, а противник в районе Киева сосредоточил крупную группировку, удержать плацдарм на правом берегу реки никак не удалось. Когда во время одной из таких попыток 1-й стрелковый батальон 342-го стрелкового полка оказался отрезанным от основных сил и утратил средства связи, красноармеец Пикалов, будучи связным командира батальона, дважды проходил сквозь кольцо окружения, обеспечив тем самым письменную связь между штабами полка и батальона. За этот подвиг Андрей Никитович был награждён своей первой боевой наградой — медалью «За отвагу»[7]. Командир полка майор Г. С. Хроменко ещё тогда обратил внимание на исключительную смелость связиста, его хорошие физические данные и умение оставаться невидимым для врага. Позднее, уже после освобождения Киева, А. Н. Пикалов в звании младшего сержанта был переведён на должность разведчика во взвод пешей разведки. В новой должности Андрей Никитович проявил себя уже зимой 1944 года.

Орден Славы III степени

[править | править код]

В ходе Житомирско-Бердичевской операции 136-я стрелковая дивизия, наступавшая в составе 27-й армии в направлении Звенигородки, к середине января 1944 года существенно продвинулась на юг, но в результате мощного контрудара немцев была отрезана от основных сил. Части дивизии окопались на рубеже Рубаный МостБагваРизино, где вскоре были обнаружены вражеской разведкой. Немецкое командование не могло допустить нахождения в своём тылу группировки советских войск и бросило на её ликвидацию крупные силы пехоты, танков и авиации. С 14 января к западу от Звенигородки начались ожесточённые бои. Противник пытался расчленить дивизию на отдельные отряды и, лишив их управляемости, разгромить поодиночке. Когда 15 января 342-й стрелковый полк попал в непростую ситуацию у села Багва, младший сержант А. Н. Пикалов дважды проходил сквозь боевые прядки противника с донесениями и приказами[3]. Противник нёс в боях большие потери. Только 15 января полк подполковника Хроменко, отражая яростный натиск немцев, уничтожил 2 танка, 1 САУ и до 150 солдат и офицеров вермахта[8]. Однако силы были слишком неравными, и 18 января командование дивизии приняло решение начать отход в направлении Лысянки. Во время выполнения манёвра впереди основных сил дивизии действовало несколько разведгрупп, которые вели разведку маршрута, собирали сведения о местах дислокации войск противника и их численности, громили небольшие отряды и обозы немцев, захватывали контрольных пленных. В одной из таких групп действовал и разведчик Пикалов.

Оперативно получаемая от разведчиков информация до поры до времени позволяла дивизии ускользать от преследования, но 24 января немцы сумели блокировать её в лесном массиве у хутора Тихоновка. Пока советские солдаты под непрерывной бомбёжкой вели неравный бой с немецкими танками и пехотой, разведчики отчаянно искали возможность вывести дивизию из окружения. С севера путь соединению преграждала хорошо укреплённая немцами высота 208,1, и эту ключевую позицию одному из стрелковых батальонов было приказано взять любой ценой. В ходе штурма высоты младший сержант А. Н. Пикалов одним из первых достиг немецких позиций и, ворвавшись в траншеи, гранатами и огнём из автомата уничтожил вражеский пулемёт с расчётом и до 10 солдат неприятеля[3]. Смелые и решительные действия разведчика способствовали взятию высоты, благодаря чему дивизия сумела выйти из мешка и занять Тихоновку.

Тем временем войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в рамках Корсунь-Шевченковской операции. 28 января сводная группа из 12 разведчиков под командованием помощника начальника разведотдела дивизии капитана А. Г. Ефремова получила задачу проникнуть через немецкие позиции в район села Жабянка и установить связь с наступающими частями Красной Армии. По дороге на Жабинку разведчики столкнулись с беспорядочно отступающей группой противника численностью до 200 человек. Пользуясь элементом внезапности, разведчики А. Н. Пикалов, Ф. В. Волотов, Ю. П. Кузьмин и В. И. Угрюмов первыми смело бросились на врага и закидали его гранатами. До 20 немецких солдат и офицеров, в том числе обер-лейтенант, командир батальона и три унтер-офицера были уничтожены, а остальные в панике разбежались. После этого группа вошла в Жабянку, где встретилась с бойцами 520-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии[9][10][11].

В дальнейших боях по ликвидации окружённой в районе Корсуня семидесятитысячной группировки противника младший сержант А. Н. Пикалов, действуя в разведке, не раз добывал ценные сведения для командования[3]. Всего за время Корсунь-Шевченковской операции Андрей Никитович лично доставил в штаб своего полка 5 «языков»[12]. За образцовое выполнение боевых заданий командования, доблесть и мужество, проявленные в боях, приказом от 10 февраля 1944 года он был награждён орденом Славы 3-й степени[10].

Орден Славы II степени

[править | править код]

После ожесточённых боёв под Уманью 136-я стрелковая дивизия была выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования и после отдыха и пополнения переброшена на Волынь в район города Луцка, где вошла в состав 3-й гвардейской армии. 13 июля она перешла в наступление в рамках Львовско-Сандомирской операции общим направлением на Горохов. На следующий день 342-й стрелковый полк вышел на подступы к опорному пункту противника селу Лемешув. Штабу полка срочно нужны были сведения о противнике, и сержант А. Н. Пикалов с отделением разведчиков получил задачу произвести разведку немецких позиций и взять «языка». При выполнении боевого задания Андрей Никитович со своими бойцами проник вглубь вражеской обороны и, обнаружив группу солдат противника, смело атаковал её. В рукопашной схватке разведчики уничтожили четырёх немецких солдат, а пулемётчика с ручным пулемётом захватили в плен. Используя полученные от контрольного пленного сведения, полк взял Лемешув, но противник, не смирившись с потерей выгодных оборонительных рубежей, скоро перешёл в контратаку крупными силами пехоты при поддержке танков. В сложной боевой обстановке сержант Пикалов, проявив инициативу, занял удобную огневую позицию на небольшой возвышенности и огнём из трофейного ручного пулемёта умело отсёк вражескую пехоту от танков, истребив при этом до 10 немецких солдат. Подоспевшие артиллеристы довершили разгром врага[1][2][3][13].

Со взятием Лемешува тактическая оборона противника была прорвана на всю глубину. Части дивизии, развив стремительное наступление, 18 июля сходу форсировали Западный Буг и, захватив плацдарм, к утру 19 июля расширили его до 15 километров в глубину, чем обеспечили быструю переправу основных сил 21-го стрелкового корпуса. С захваченного плацдарма подразделения 3-й гвардейской армии продолжили наступление по территории Польши. К концу месяца они вышли к Висле, разгромили немецкие войска в районе Аннополя и, форсировав водную преграду, захватили три небольших плацдарма на левом берегу реки. 2 августа[14] в боях за Вислой сержант А. Н. Пикалов был ранен, а 10 августа за отличие в ходе Львовско-Сандомирской операции он был награждён орденом Славы 2-й степени[13].

На млавско-эльбингском направлении

[править | править код]

Удержать плацдармы за Вислой в районе Аннополя частям 3-й гвардейской армии не удалось, и в сентябре 1944 года 136-я стрелковая дивизия была выведена в резерв, а затем переброшена на Сероцкий плацдарм, захваченный советскими войсками на реке Нарев. Отсюда она в составе 70-й армии 2-го Белорусского фронта перешла в наступление в рамках Млавско-Эльбингской операции. При прорыве немецкой обороны у села Станиславово[15] сержант А. Н. Пикалов по приказу командования с несколькими бойцами пробрался в тыл немцев, где, действуя дерзко и решительно, захватил двух «языков», в том числе одного офицера, и доставил их в штаб полка. Пленные дали ценные сведения о силах противника и организации его обороны, что позволило дивизии решить поставленную боевую задачу[6]. Во время боёв за Модлин Андрей Никитович умело провёл разведку вражеской обороны, чем обеспечил успешный штурм крепости[12].

Со взятием Модлина войска 70-й армии вышли на оперативный простор и вели преследование остатков разгромленных немецких войск, отступавших к Торнскому укреплённому району. Противник стремился задержать стремительное продвижение советских войск, организуя промежуточные рубежи обороны. 22 января 342-й стрелковый полк майора А. А. Жука был остановлен на северо-восточной окраине города Плоцка шквальным пулемётным огнём, который немцы вели с верхних этажей расположенного здесь костёла. Сержант А. Н. Пикалов с группой разведчиков получил приказ уничтожить огневые средства неприятеля, мешавшие подразделению ворваться в город. Андрей Никитович со своими бойцами сумел незаметно для врага обойти немецкие позиции и одним из первых ворвался в церковь. В ожесточённой рукопашной схватке, огнём автомата и гранатами он уничтожил два станковых пулемёта с расчётами и 6 немецких солдат. Опорный пункт неприятеля был уничтожен, и полк вступил на улицы города. Через несколько часов Плоцк был полностью очищен от войск противника[6].

В ходе окружения и разгрома торнской группировки противника 136-я стрелковая дивизия гвардии полковника В. И. Трудолюбова действовала в составе оперативной группы полковника В. А. Вознюка. Благодаря самоотверженной работе разведчиков, в том числе и группы сержанта А. Н. Пикалова, соединению удалось быстро овладеть городом-крепостью Торн, который немцы хорошо подготовили к длительной обороне, благодаря чему старинный город избежал значительных разрушений.

За отличие в Млавско-Эльбингской операции 7 февраля 1945 года командир 342-го стрелкового полка майор Жук представил сержанта Пикалова к ордену Славы 1-й степени. Однако Военный совет 70-й армии посчитал подвиг разведчика недооценённым и заменил награду на орден Красного Знамени[6]. Полным кавалером ордена Славы Андрей Никитович стал уже по итогам Штеттинско-Ростокской операции Битвы за Берлин.

Орден Славы I степени

[править | править код]

В феврале-начале апреля 1945 года сержант А. Н. Пикалов сражался в восточной Померании, в том числе участвовал в освобождении города Данцига. На заключительном этапе войны войскам 2-го Белорусского фронта предстояло добить разгромленные и отброшенные за Одер части немецкой группы армий «Висла». 20 апреля 1945 года отделение сержанта Пикалова одним из первых преодолело сильно заболоченную пойму между рукавами Одера — Ост-Одером и Вест-Одером[3]. Быстро произведя разведку местности, Андрей Никитович вывел в тыл немцев штурмовой батальон, который неожиданной атакой захватил сильно укреплённую высоту на западном берегу Одера, благодаря чему основные силы дивизии быстро форсировали водную преграду и перерезали шоссе ШтеттинГартц[12]. Закрепив плацдарм, 136-я стрелковая дивизия продолжила наступление общим направлением на Пренцлау и 23 апреля вышла к опорному пункту немцев посёлку Паргов[16]. Под шквальным огнём вражеских пулемётов и зенитных пушек сержант А. Н. Пикалов первым ворвался в населённый пункт, уничтожив при этом пять солдат неприятеля[14]. Зачищая со своими бойцами дом за домом, Андрей Никитович на одном из чердачных помещений обнаружил группу немецких корректировщиков артиллерийского огня. Огнём из автомата он уничтожил двух вражеских солдат, а офицера обезоружил, захватил в плен и доставил в штаб полка[3][17]. От пленного была получена ценная информация о противнике[14]. Несколькими днями позже Пикалов участвовал в боях за Пренцлау, где с риском для жизни спас двух советских офицеров[17]. Здесь, в Пренцлау, Андрей Никитович завершил свой боевой путь. За отличие в Штеттинско-Ростокской операции 6 мая 1945 года командир полка вторично представил сержанта А. Н. Пикалова к ордену Славы 1-й степени[14]. Высокая награда разведчику была присвоена указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года[1].

После войны

[править | править код]

После окончания Великой Отечественной войны А. Н. Пикалов оставался на военной службе до декабря 1946 года[2]. Демобилизовался Андрей Никитович в звании сержанта[4][5]. В отставку вышел в звании старшины[2]. Жил в городе Харькове[1][11]. Работал шофёром в Харьковском облавтотресте[17]. За многолетний добросовестный труд был награждён орденом «Знак Почёта»[2]. Умер Андрей Никитович 27 декабря 1982 года[1][2][3]. Похоронен в Харькове.

медаль «За отвагу» (02.10.1943)[7];
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Орден Красного Знамени.
Орден Славы 1-й степени.
Орден Славы 2-й степени.
Орден Славы 3-й степени.
Медаль «За отвагу».

Примечания

[править | править код]

Литература

[править | править код]
  • Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков. — М.: Воениздат, 2000. — 703 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01883-9.
  • Лобода В. Ф. Солдатская слава. — М.: Воен. изд-во, 1967. — Т. 2. — С. 267—268. — 352 с.
  • Дубров Б. И. Солдатская слава. — Киев: Молодь, 1970. — С. 209. — 228 с.
  • Звёзды славы боевой: Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы Курской области / науч. ред. И. Г. Гришков. — Курск: Курскинформпечать, 1995. — 463 с. — ISBN 5-900190-24-2.
  • Военные разведчики. 1918—1945 гг.: биографический справочник. — Киев: Довіра, 2010. — С. 283—284. — 428 с.