Обсуждение:Учитель Церкви

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Учитель Церкви в Православии[править код]

В отличие от Вселенских учителей, Великих учителей, великих вселенских учителей в Православии учителями Церкви называют самых видных и уважаемых богословов, со многими взглядами которых Церковь не согласна[2] [править] Примечания ↑ Pope : Two new Doctors of the Church ↑ Карсавин Л. П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисл. и коммент. С.В. Мосоловой. — М.: Изд-во МГУ, 1994 — 176 с. — 35 000 экз. — ISBN 5-211-02607-1" Необходимо вовлечь в поле нашего внимания и только считающее себя христианским, ибо и в нем может прорастать семя Истины, и даже еретическое, ибо и в ереси могут всплывать вопросы, имеющие жизненное значение для Церкви и ждущие или получающие ее ответ. "Подобает,— говорил апостол Павел,— быть и ересям" (т. е. индивидуальному исканию и выбору: слово "hairesis" значит "выбор"), "дабы открылись среди вас искуснейшие" (I Кор. XI, 19).)". Православная точка зрения связана с тем, что в современном Православии Священное Писание считается частью Священного Предания, а в Священном Писании сказано: ...один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; ...и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. (Мф 23, 8—12) Титул "вселенский учитель" сохранился со времён единой Церкви, когда Священное Писание не считалось частью Священного Предания.

Доктрина православия[править код]

Перенесено со страницы Обсуждение:Исихазм.

Русская православная церковь не считает прославивший Паламу собор Вселенским, русских и других славян варварами, патриотизм - эллинским мифом, а основной обязанностью православного воина - сдаваться в плен или переходить на сторону врага и спасать души врагов и т. д. и т. п. Собор, кстати, был не в 1341 году...Для богословов РПЦ Палама, как и Тертуллиан, Ориген, "пострадавший из-за Оригена" Климент Александрийский - обычно учитель Церкви (не путать с Вселенскими учителями). Это в Православии подразумевает несмотря на высочайшее уважение и авторитет богослова-учителя несогласие с очень многими его мнениями (и в случае, например, Климента Александрийского, мнениями учеников этого учителя) согласно положению апостола Павла, что Церковь учится на ересях (в древнегреческом "ересь" и "спор" - одно).... — Эта реплика добавлена с IP 178.66.232.200 (о)

В курсе патрологии А. И. Сидорова: А "в православной Церкви и у православных патрологов наименование "учителя Церкви" не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул ("великий вселенский учитель"), к знаменитейшим из отцов Церкви (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания "отцов Церкви", но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин (здесь неточность - Блаженный Августин считается святым и в Православии), Феодорит Кирский), и по своему значению близки к отцам, стоя в тесной связи с ними. Впрочем, каких-нибудь определенных указаний в этом отношении не выработано, почему у нас отцам Церкви противополагаются просто церковные писатели, т.е. такие писатели, которые не имеют некоторых святоотеческих свойств, - не отпечатлели в своей жизни и сочинениях в совершенной чистоте и целости преданной веры Церкви, но до конца жизни пребывали в духовном общении с Церковью и т.п., каковы, например, названные Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Лактанций, Евсевий Кесарийский, Иероним, Августин, Феодорит Кирский и др. Одни из них самою Церковью по какому-либо поводу выделены из ряда отцов (Евсевий Кесарийский на VII вселенском соборе), ошибки других выяснены были при точной формулировке церковного учения (например, мнения Оригена), об иных Церковь не высказала своего суждения, или не признала их святыми и прославленными".

Именно отсутствие четких критериев в определении понятия "учители Церкви" приводит иногда к некоторому расхождению в мнениях среди православных патрологов. Например, С.Л. Епифанович, в отличие от Н.И. Сагарды, на сей счет высказывается так:

"Надо заметить, что у нас неправильно называют "учителями" церковных писателей, которые погрешали в истории и не удостоены имени св. отцов, между тем, как наименование "учитель Церкви" более почтенно, чем "отец Церкви" и усвоено немногим из них, которые были корифеями и вождями в борьбе против ересей. Гораздо правильнее поэтому всех, не причисленных к лику отцов, называть "писателями церковными" (ecclesiasticiscriptores). К ним неприложимы признаки отцов Церкви, глазным образом по отсутствию православия в их воззрениях по некоторым пунктам учения и, следовательно, по отсутствию общения с Церковью. Авторитет за ними Церковью не признается, причем это непризнание их выражается или в форме оставления их без внимания при перечне свидетелей Священного Предания и непринятия в святцы, или в форме открытого отвержения". Однако, на наш взгляд, подобная точка зрения представляет определённую крайность, особенно в отношении древнейшего периода церковной письменности. Дело в том, что некоторые из названных христианских писателей (Климент Александрийский, Ориген) исполняли особое церковное служение в качестве "дидаскалов" и воспринимались Церковью именно как "учители". Учитывая такую специфику древнейшего периода церковной литературы (которая, следует заметить, проявлялась достаточно часто и в позднейшие эпохи вплоть до наших дней), мы считаем возможным применять название "учитель Церкви" - к тем христианским писателям, которые подвизались на великом поприще церковного учительства.

Вообще необходимо подчеркнуть, что "и церковные писатели, не имеющие церковного авторитета, равному святоотеческому, также должны быть предметом тщательного и обстоятельного изучения в патрологической науке. И необходимость этого основывается прежде всего, на том, что деление на отцов Церкви и просто церковных писателей возможно только в отвлечении, когда церковный писатель оценивается как личность, выделенная из общего хода церковной жизни и особо рассматриваемая в отношении к ее личным достоинствам, твердости в вере и непоколебимой преданности учению Церкви; но такого деления нельзя произвести, если живо представить себе широкое, часто бурное, течение жизни древней Церкви; здесь непрестанно сменяются отцы Церкви писателями церковными, одни влияют на других, все принимают деятельное участие в жизни Церкви, в её борьбе с внешними и внутренними врагами веры, в раскрытии и обоснования христианской истины, н нет возможности точно расчислить, что должно отнести на счет литературной деятельности признанных отцов Церкви, с одной стороны, и церковных писателей, с другой. Достаточно вспомнить о том влиянии, какое имел церковный писатель Тертуллиан на отца Церкви Киприана, Ориген - на выдающихся отцов Церкви IV в., блж. Августин - на богословов западной Церкви. Далее, церковные писатели - богословы и образованнейшие мужи христианской древности - оказали сильное и весьма важное влияние на раскрытие внутреннего содержания христианства, углубление и формирование церковного учения; в подтверждение этого можно указать на Климента Александрийского, Оригена, Августина, Феодорита Кирского. Наконец, и как исторические свидетели о вере и жизни Церкви своего времени церковные писатели имеют весьма важное значение. Что касается, так сказать, юридического права на привлечение к изучению и произведений церковных писателей, не провозглашенных Церковью в качестве "отцов", то оно в достаточной степени обосновывается на том историческом факте, что православная Церковь ни разу не ставила своею нарочитою задачей определить церковное значение всех церковных писателей и степень точности выражения ими церковного учения". — Эта реплика добавлена с IP 178.71.14.34 (о)

А теперь попытайтесь объяснить, какое отношение к конкретной статье про конкретный католический термин имеет вышеприведённый поток сознания. При чём тут паламы, русские и другие славяне варвары, патриотизм - эллинский миф. При чём тут это ВООБЩЕ? Статья про католический термин. --Andres 20:12, 11 ноября 2012 (UTC)[ответить]

Статья была не про термин "учитель Церкви" в католицизме, а про термин "Учитель Церкви". В статью необходимо добавить из обсуждения только раздел "Учитель Церкви" -три предложения.

Это еще можно сказать о статьях про некоторые другие термины, так или иначе, используемые в православии. Если статья определенно о католическом термине, и по вопросу будет консенсус редакторов, надо подумать как разрешить неоднозначность. — Wald. 03:51, 12 ноября 2012 (UTC)[ответить]