Интернирование китайских военнослужащих в СССР

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Интернирование китайских военнослужащих в СССР — интернирование советскими властями военнослужащих китайских армий, перешедших на советскую территорию из Маньчжурии в период японо-китайской войны. Всего были интернированы около 9 тысяч китайских военнослужащих, большинство которых (около 5 тысяч китайских граждан) перешли на территорию СССР 9 — 13 января 1933 года. Большинство военнослужащих в 1933 году было вывезено советской стороной в Синьцзян. Большинство интернированных гражданских лиц было перевезено в марте и мае 1933 года пароходами в Шанхай. После 1933 года в СССР остались некоторые интернированные, кроме того, периодически на территорию Советского Союза переходили группы китайских партизан из Маньчжурии, которых интернировали.

Предыстория[править | править код]

В сентябре 1931 года японские войска вторглись на территорию Маньчжурии. Японцы рассекли китайские силы — часть китайских военнослужащих отступила на юг, но некоторые вооружённые формирования оказались прижаты к советско-китайской границе в провинциях Гирин и Хэйлунцзян. В восточной части КВЖД действовали вооружённые формирования Ли Ду и Ван Дэлиня, Харбин с 5 января по 6 февраля 1932 года обороняла сформированная на основе охранных железнодорожных войск «Армия самообороны Гирина» во главе с генералами Дин Чао и Ли Ду[1]. После поражения китайские войска отступили по Сунгари и до начала 1933 года действовали северо-восточнее Харбина[1]. В ноябре 1931 года Ван Дэлинь объявил о создании Народной национальной армии спасения[1]. С лета 1932 года формирования Ли Ду и Ван Дэлиня действовали восточнее линии Баоцин — Мишань, подвергаясь ударам японских войск и отрядов Маньчжоу-Го[2].

Кроме того, 27 сентября 1933 года китайский генерал Су Бинвэнь поднял восстание против властей Маньчжоу-Го в районе Хайлара[3].

Переход китайских военнослужащих на советскую территорию[править | править код]

Основная масса интернированных китайских военнослужащих оказалась на советской территории в три этапа.

Первая крупная партия китайских военнослужащих прибыла на советскую территорию в конце 1932 года. 28 ноября 1932 года японцы атаковали войска Су Бинвэня, после чего Су Бинвэнь со своим штабом вечером 4 декабря 1932 года перешёл советско-китайскую границу и прибыл на станцию Отпор[4]. 4 — 6 декабря 1932 года советскими властями были интернированы 4117 человек[4].

В декабре 1932 года японцы и части Маньчжоу-Го начали наступление[2]. 9 — 13 января 1933 года части армии Ли Ду, спасаясь от преследования, перешли на территорию СССР в районе Имана и Турьего Рога[2]. Ван Дэлинь и его штаб после боя прорвались на советскую территорию в районе пограничной заставы Полтавка[2].

9 — 13 января 1933 года на территорию СССР перешли около 5 тысяч китайцев: около 3,5 тысяч человек из подразделения Ван Дэлиня и 2141 человек из отрядов Ли Ду[2]. Китайцы сдали советской стороне вооружение и боевую технику, которая в основном оказалась в непригодном для эксплуатации состоянии. В справке о вооружении, сданном войсками Ли Ду и Ван Дэлиня при интернировании указано, что сданы: «оружие в чрезвычайно запущенном состоянии и большей частью требует ремонта», «автомобили и мотоциклы, за исключением двух, неисправны», «радиостанции совершенно негодные»[2].

Численность и состав интернированных китайских военнослужащих[править | править код]

К середине января 1933 года общая численность интернированных советской властью китайцев (включая гражданских лиц) составила более 9 тысяч человек[5].

Среди интернированных китайских граждан на советской территории было много генералов и офицеров. Так, среди 2141 человека, перешедшего из подразделения Ли Ду, было 4 генерала, 6 полковников, 543 офицера (в том числе 3 переводчика)[2]. Среди военнослужащих, интернированных с армией Су Бинвэня, было 11 генералов, 17 полковников и 389 офицеров[4].

Позиция властей Японии[править | править код]

8 декабря 1932 года японские власти обратились к правительству СССР с просьбой о выдаче Су Бинвэня и его военнослужащих, но получили отказ[4].

Размещение китайских военнослужащих на советской территории[править | править код]

Интернированных китайцев из армии Су Бинвэня советские власти почти сразу перевели в Томск. Утром 11 декабря 1932 года командующий войсками Сибирского военного округа М. К. Левандовский по телефону приказал властям Томска в двухдневный срок создать условия для размещения интернированных китайцев[4]. Интернированных разместили в Сиблаге, но с содержанием за счёт военного ведомства[4]. Нормы питания для китайцев соответствовали нормам питания призывников РККА[4]. Семьям китайцев разрешили жить вместе[6]. Приготовили больницу на 40 коек[6]. Для генералов были оборудованы улучшенные бараки[6]. Уже 11 декабря 1932 года со станции Даурия отправился первый эшелон с несколькими сотнями китайцев[7].

В Томске китайцы были ограничены в передвижении. Председатель томского горсовета сообщал в феврале 1933 года, что Су Бинвэнь выразил «недоумение и некоторую обиду» в связи с запретом свободного выхода в Томск[7]. В Томск из Новосибирска приезжал китайский консул Сюй Дэгуан, который не получил свободного доступа к китайцам[7].

Другие интернированные китайцы были размещены в районе Хабаровска[5].

Возвращение интернированных военнослужащих на китайскую территорию[править | править код]

8 января 1933 года китайское правительство попросило эвакуировать солдат и офицеров армии Су Бинвэня в Синьцзян[6]. Самого Су Бинвэня, генерала Ма Чжаншаня и некоторых старших офицеров китайские власти просили эвакуировать в Китай через Европу[6].

В январе — феврале 1933 года советская и китайская сторона вели переговоры о возвращении интернированных, а также о финансовом обеспечении их содержания и перевозки[5]. СССР предложил два варианта отправки на родину интернированных[5]:

  • Пароходным путём в Шанхай;
  • В Синьцзян.

Ли Ду «выразил пожелание вместе с солдатами его бывших частей отправиться в Синьцзян»[5]. При этом в Синьцзяне, где было мусульманское население, местные жители не хотели, чтобы к ним направили интернированных китайцев. 21 марта 1933 года группа купцов-уйгуров принесла в советское консульство в Чугучаке письмо советскому правительству, в котором вызывала озабоченность в связи с возможной переброской в Синьцзян 4 — 5 тысяч военнослужащих из Маньчжурии[7]. В это время большая часть Синьцзяна была под контролем восставших мусульман.

Политбюро ЦК ВКП(б) постановило «разрешить интернированных китайцев эвакуировать в Синьцзян»[5]. Было решено военнослужащих довезти до станции Аягуз (конечного пункта Турксиба), а оттуда походным порядком отвести к границе с Синьцзяном[5].

При возвращении китайских военнослужащих разделили. В конце марта 1933 года группа китайских генералов (в том числе Ли Ду и Ван Дэлинь) получили разрешение советского правительства вернуться в Китай через Европу[5]. 19 апреля они были «переданы на польскую территорию»[5]. По просьбе посла Китайской республики генералам вернули личное оружие[5].

Остальных китайских военнослужащих в 20-х числах февраля отправили в Сибирь[5]. Затем их несколькими партиями отправили в Синьцзян. На 12 марта 1933 года в Синьцзян были отправлены 872 человека (223 офицера и 637 солдат), а на 20 апреля 1933 года в Синьцзян было «передано… 8609 кит. солдат»[5]. 10 мая 1933 года из Иркутска на Аягуз выехала последняя группа интернированных военнослужащих[5].

Поздние переходы на советскую территорию китайских военнослужащих[править | править код]

После мая 1933 года на советскую территорию иногда переходили китайские военнослужащие. Их интернировали, причём некоторые из них остались в СССР. В марте 1934 года в Черногорке и Прокопьевске были размещены отряды Ван-мю-джю и Чун-ди-чуна, которые перешли советскую границу в конце декабря 1933 года и в январе 1934 года соответственно[8]. Китайцев (среди которых было много неграмотных) пытались учить, для них организовали «красный уголок»[9]. Некоторые китайцы пытались самовольно вернуться на родину. В 1934 году 11 китайцев, находившихся на шахтах Прокопьевска, ушли с намерением через Туву вернуться на родину, но заблудились, часть их была задержана и возвращена назад, а часть оказалась в Черногорке[10]. Некоторые китайцы добирались до китайского консульства в Новосибирске. Люте-сан-чжан сумел трижды побывать в консульстве, в том числе и для решения вопроса о возвращении в Китай членов семьи генерала Чжан-Си-Хоу, семья которого летом 1935 года была отправлена домой[10]. В 1935 году на основании пришедшего по дипломатическим каналам запроса китайской стороны органы НКВД разыскали Чжан-Кэ-Ина, сына начальника уезда Сюнхэ, попавшего в Черногорку в качестве пленника интернированного подразделения Чун-ди-Чуна[10]. В августе 1935 года его доставили в Маньчжурию[10].

О работе китайцев сохранились разные сведения. Были отмечены случаи хорошей работы, но были забастовки, отказы от работ. Так, в июле 1935 года администрация Черногорского рудника сообщала, что «среди китайских рабочих чувствуется полная разнузданность, упадок дисциплины, и 109 человек на протяжении четырех месяцев нигде не работают, занимаются карточной игрой и спекуляцией»[10].

В «Списках интернированных, подлежащих возвращению в Китай», подготовленных в 1936 году, указано, что в Черногорске находился 231 человек[8]. К июню 1937 года в Черногорке оставалось 112 интернированных китайцев[11]. 19 октября 1938 года в Абакане был расстрелян Цоу До Цай, врач армии Ван Делиня[12]. В 1938 году был осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей за контрреволюционную деятельность (реабилитирован в 1960 году) Шам Боджи, бывший солдат армии генерала Су Бинвэня, который в декабре 1932 года в Томске он попал в больницу на 3 месяца в итоге остался в СССР[13].

В июне 1932 года 196 интернированных китайцев были размещены в Нарымском округе для работы на лесозаготовках[14].

Японские власти пытались вернуть интернированных. В сентябре 1934 года по заданию японских властей советскую границу перешли 5 жителей Маньчжоу-Го, заявивших, что являются представителями «восставших уездов северного Китая»[15]. При себе у них было письмо от Ли Ду к его подчинённому Чэн Дунсану, интернированный отряд которого находился под Хабаровском[15]. В письме было требование вернуться и продолжить борьбу с оккупантами[15]. Этих лиц советские власти арестовали и отправили в Сибирь с очередным интернированным отрядом китайских партизан[15].

Компенсация советской стороне расходов по содержанию интернированных[править | править код]

К середине марта 1933 года была достигнута договорённость советского и китайского правительств о том, что Китай должен был выплатить «на покрытие расходов за интернированных» 600 тысяч золотых долларов США в рассрочку на 12 месяцев[5].

Историческое значение интернирования китайских военнослужащих[править | править код]

Интернирование китайских военнослужащих заставило китайские власти восстановить дипломатические отношения с Советским Союзом. 12 декабря 1932 года состоялся обмен нотами между советским и китайским представителями о восстановлении дипломатических отношений[7]. Бывшие интернированные, переброшенные в Синьцзян, помогли захватить там власть генералу из Маньчжурии Шэн Шицаю[7].

Интернирование гражданских лиц[править | править код]

С китайскими войсками на советскую территории перешло некоторое количество гражданских лиц. Основная их часть — 1200 гражданских лиц (в том числе 347 женщин и 306 детей) — была интернирована в начале декабря 1932 года в составе армии Су Бинвэня[5]. Но некоторое число гражданских лиц отступило на советскую территорию вместе с другими вооруженными отрядами. Так, в составе отрядов Ли Ду 9 — 12 января 1933 года на советскую территорию перешли 29 членов семей и 9 женщин[16].

Из-за тяжёлых климатических условий гражданских лиц советская сторона решила транспортировать пароходом. 1 февраля 1933 года китайское министерство иностранных дел сообщило советским властям, что во Владивосток направляется судно для эвакуации гражданских лиц[6].

В марте и мае 1933 года гражданские лица (1608 человек) были транспортированы через Владивосток в Шанхай на пароходах «Уянг» и «Смоленск»[5].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Силонов С. М. Интернирование в Советском Союзе китайских армий Ли Ду и Ван Дэлиня // Россия и АТР. — 2011. — № 4 (74). — С. 77.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Силонов С. М. Интернирование в Советском Союзе китайских армий Ли Ду и Ван Дэлиня // Россия и АТР. — 2011. — № 4 (74). — С. 78.
  3. Силонов С. М. Интернирование китайских армий под командованием генералов Су Бинвэня, Ма Чжаншаня, Ли Ду, Ван Делиня в СССР в 1930-е годы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2011. — № 2. — С. 278.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Силонов С. М. Интернирование китайских армий под командованием генералов Су Бинвэня, Ма Чжаншаня, Ли Ду, Ван Делиня в СССР в 1930-е годы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2011. — № 2. — С. 279.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Силонов С. М. Интернирование в Советском Союзе китайских армий Ли Ду и Ван Дэлиня // Россия и АТР. — 2011. — № 4 (74). — С. 79.
  6. 1 2 3 4 5 6 Силонов С. М. Интернирование китайских армий под командованием генералов Су Бинвэня, Ма Чжаншаня, Ли Ду, Ван Делиня в СССР в 1930-е годы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2011. — № 2. — С. 280.
  7. 1 2 3 4 5 6 Дацышен В. Г. Интернирование армии Су Бинвэня. Из истории советско-китайских отношений // Мир Евразии. — 2010. — № 4 (11). — С. 27.
  8. 1 2 Силонов С. М. Интернированные китайцы в Сибири (на материалах Красноярского края) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2007. — Т. 6. — № 4. — С. 27.
  9. Силонов С. М. Местные партийно-государственные органы Сибири и интернированные китайцы в 1930-х гг. // Мир Евразии. — 2011. — № 1 (12). — С. 47.
  10. 1 2 3 4 5 Силонов С. М. Интернированные китайцы в Сибири (на материалах Красноярского края) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2007. — Т. 6. — № 4. — С. 30.
  11. Силонов С. М. Документы архивов Сибири об интернированных китайцах (1930-е гг.) // Отечественные архивы. — 2011. — № 5. — С. 74.
  12. Силонов С. М. Документы архивов Сибири об интернированных китайцах (1930-е гг.) // Отечественные архивы. — 2011. — № 5. — С. 75.
  13. Силонов С. М. Интернированные генералы (к вопросу об интернировании китайских военнослужащих в СССР в 1930-е годы) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции Благовещенск — Хэйхэ, 10-12 июня 2011 года / Отв. ред. Д. В. Буяров. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2011. — С. 67.
  14. Силонов С. М. Местные партийно-государственные органы Сибири и интернированные китайцы в 1930-х гг. // Мир Евразии. — 2011. — № 1 (12). — С. 45.
  15. 1 2 3 4 Силонов С. М. Интернирование в Советском Союзе китайских армий Ли Ду и Ван Дэлиня // Россия и АТР. — 2011. — № 4 (74). — С. 80.
  16. Силонов С. М. Интернирование в Советском Союзе китайских армий Ли Ду и Ван Дэлиня // Россия и АТР. — 2011. — № 4 (74). — С. 78 — 79.