Беличенко, Сергей Андреевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сергей Беличенко
Основная информация
Полное имя Сергей Андреевич Беличенко
Дата рождения 16 марта 1947(1947-03-16) (77 лет)
Место рождения Союз Советских Социалистических Республик Новосибирск, СССР
Страна Россия Россия
Профессии барабанщик, продюсер, публицист, радиоведущий
Годы активности 1962
Жанры джаз, фри-джаз
Коллективы «Джамин», «Новый сибирский джазовый ансамбль», «Золотые годы джаза», «Музыкальное импровизационное трио», «Снежные дети», New Generation, «Старое джазовое трио», Jazz Brothers, Homo Liber, «Квартет им. Курёхина»
Лейблы Ermatell Records

Серге́й Андре́евич Беличе́нко (род. 16 марта 1947, Новосибирск) — российский джазовый барабанщик, продюсер, публицист, общественный деятель, один из первопроходцев сибирского джаза, участник многих ансамблей и фестивалей, основатель радиостанции Ermatell и лейбла Ermatell Records.

Биография[править | править код]

Окончил музыкальную школу по классу скрипки, ударные инструменты осваивал самостоятельно[1]. В 1971 году стал выпускником Новосибирского медицинского института, после чего работал в НИИ туберкулёза. Музыкальную деятельность Сергей Андреевич начал в 1962 году, но известность пришла к нему во второй половине 1960-х: с 1965 по 1968 год он играл в ансамбле Владимира Виттиха, ныне — самарского учёного и музыканта. В тот же период Беличенко организовал несколько фестивалей, которые состоялись в 1965 (первый джазовый фестиваль за Уралом[2]), 1966, 1968, 1970 и 1971 годах. С 1971 по 1973 год музыкант выступает в составе созданного им ансамбля «Джамин» (название расшифровывается как «джазовые миниатюры»), а в 1975 основывает Creative Jazz Unity, также известное как «Творческое джазовое объединение Новосибирска», вновь ставшее первой подобной формацией на азиатской территории страны. Также 1970-е годы ознаменовались созданием «Нового сибирского джазового ансамбля» и «Музыкального импровизационного трио» совместно с Владимиром Толкачёвым. При этом Беличенко продолжал вести медицинскую деятельность: статьи публиковались в медицинских изданиях, а сам он в 1979—1980 годах работал старшим судовым врачом в Дальневосточном морском пароходстве. Однако вскоре после окончания службы и основания фтизиоиммунологической лаборатории медицинская карьера была окончательно вытеснена музыкальной.

В 1980-х годах Беличенко создал один из своих наиболее известных ансамблей — «Снежные дети». В 1989 году ансамбль принял участие в фестивале «Современный советский джаз», состоявшемся в Цюрихе. На одну сцену с ансамблем Беличенко вышли такие исполнители, как Сергей Курёхин, трио Вячеслава Ганелина, Азиза Мустафа-заде, Три"О" и другие.

В 1992 году он открыл первую в Сибири частную радиостанцию «Ermatell» (впоследствии аналогичное название получила звукозаписывающая компания), а через два года начал выпуск серии компакт-дисков «Джаз из Сибири». Вскоре был реанимирован проект «Снежные дети», после чего Беличенко создал несколько новых ансамблей — New Generation (с Романом Столяром, Владимиром Тимофеевым, Андреем Турыгиным и Дмитрием Аверченковым), Jazz Old Trio (с Игорем Дмитриевым) и Jazz Brothers. В 1996 году музыкант начал вести курс истории мирового джаза на кафедре Истории мировых культур Новосибирского государственного университета, а также стал заведующим отделом джаза Новосибирской государственной филармонии.

В 2004 году Сергей Беличенко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование новосибирской джазовой школы», а вскоре создал Сибирский институт джаза. В последние годы Беличенко издал несколько книг, посвящённых джазовой культуре. Для одной из них, «Синкопы на Оби», материал собирался более 25 лет. Трёхтомная «Дискография нового джаза», составленная совместно с журналистом Валерием Котельниковым, не издана, но её рукопись хранится в Королевской библиотеке в Лондоне[3].

В 2015 году вместе с Романом Столяром вошёл в состав «Квартета имени Курёхина».

Женат, отец троих детей. Член Союза литераторов и Союза журналистов России[4].

Цитаты о джазе[править | править код]

Много лет назад Теодор Адорно, который интересовался джазом как социологическим феноменом, говорил: «Чем глубже общественное распространение джаза, тем сильнее он зависит от банального». Слава богу, из маргинального дела джаз стал профессией. Автоматически у него появились такие земные проблемы, как нехватка денег, слабый маркетинг и высокие издержки. Всё это лишний раз доказывает, что как музыкальный товар джаз ничем не уступает рок-музыке или даже попсе. Но, в отличие от последней, джаз — не просто однообразно модулированный сигнал, а настоящие гимны думающих музыкантов. Публика перестала с нами носиться, потому что больше не считает нас горсткой революционеров-утопистов. Для понимающих людей мы — вполне состоявшиеся носители всемирно признанной идеологии. И меня это вполне устраивает.Из интервью Антона Веселова с Сергеем Беличенко[3]

На многих концертах в городах, где джаз играют давно или впервые, люди после выступления подходят и говорят - «Мы даже не представляли, что джаз может быть таким!». Естественно, потому что эта музыка у старшего поколения ассоциировалась с советскими эстрадными оркестрами, Армстронгом, Эллингтоном, Фицджеральд, Луи Примой и, в лучшем случае, - с Брубеком, Маллиганом, Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи. Более молодые, отравленные поп-культурой, всё же имеют понятия о работах Хэнкокка, Кориа, МакЛафлина, Понти и Джорджа Дюка. Всё остальное, что было до и после - в туманной дали... Здесь уместно вспомнить, что в советское время все каналы СМИ были забиты классической и академической музыкой. У большевиков хватило ума сохранить музыкальное наследие веков и не огульно потчевать население народно-патриотическими творениями или «Валенками». Как ни плоха была советская эстрадная музыка в целом, власть делала ставку на хороших артистов, и откат от «пролетарской культуры» был продиктован заботой об уровне. Халтурщиков, которыми был забит весь СССР, всё же отсепарировали. Сегодня, увы, музыкальная попса вытеснила с ТВ, экрана, эстрады натуральную музыку.Сергей Беличенко. Сегодня он играет джаз[5].

Это непростое искусство, сложная музыка, любить которую нелегко..Из интервью Елены Сафроновой с Сергеем Беличенко[4]

Дискография[править | править код]

Библиография[править | править код]

  • Сергей Беличенко, Валерий Котельников. Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005. — С. 400. — ISBN 5-94087-392-8.
  • Сергей Беличенко. Институциональные особенности отечественной джазовой культуры (1922-2007). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. — С. 412.
  • Сергей Беличенко. Джаз для любознательных. Том 1. Преджас. Классический джаз (1845-1900-1945). Популярная история серьезного музыкального искусства. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. — С. 292.
  • Сергей Беличенко. Джаз для любознательных. Том 2. Модерн джаз (1945-1965). Популярная история серьезного музыкального искусства. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2012. — С. 260. — ISBN 978-5-379-01966-2.
  • Сергей Беличенко. Мегаджаз 1975–2020 гг. — Новосибирск: Музыкальная автономная некоммерческая организация “Сибирский институт джаза”, 2022. — С. 472. — ISBN 978-5-7584-0601-4.

Примечания[править | править код]

  1. Архивированная копия. Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 14 февраля 2009 года.Архивированная копия. Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  2. Портал Джаз. Ру. Сергей Беличенко. Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
  3. 1 2 Антон Веселов. «Джазовая давка». По материалам «Экспресс-Сибирь». Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано из оригинала 19 июня 2010 года.
  4. 1 2 «Сложная музыка, любить которую нелегко». Интервью с Сергеем Беличенко. Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 7 октября 2008 года.
  5. Сергей Беличенко. Сегодня он играет джаз. Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 3 января 2011 года.