Обсуждение:Ростова, Фрума Ефимовна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску


 "  …после освобождения Клинцов от немцев и гайдамаков революционный порядок в посаде устанавливала жена Щорса — Фрума Хайкина (Щорс). Это была решительная и смелая женщина. Она разъезжала в седле на лошади, в кожаной куртке и кожаных штанах, с маузером на боку, который при случае пускала в дело. Её называли в Клинцах «Хая в кожаных штанах». В ближайшие дни под её началом выявили всех, кто сотрудничал с гайдамаками или сочувствовал им, а также бывших членов Союза Русского Народа (СРН) и расстреляли на Ореховке, на поляне за горсадом.
   — П. Храмченко: «Мои Клинцы»"

"К концу 1918 года была направлена на лечение в туберкулёзный диспансер, с марта 1919 года — вновь в отряде Щорса."

Почепская уездная ЧК в конце 1918 г. насчитывала всего шесть сотрудников [1]. Председателем ЧК был назначен Пирогов. В связи с деятельностью Почепской комиссии, необходимо отметить один интересный факт. Он заключается в том, что на период оккупации Черниговской губернии, в г. Почепе находилась Черниговская губернская ЧК, которая располагалась там вплоть до конца декабря. Как видно из приказа № 5 по Черниговской губЧК от 20 декабря 1918 г. «Ввиду выезда Черниговской губ. ЧК в пос. Клинцы, в г. Почепе выделяется уездная ЧК»[2]. Таким образом, возникает вопрос - какая же комиссия находилась в тот момент в п. Клинцы - Суражская уездная ЧК или же Черниговская губернская ЧК? Наиболее вероятное объяснение этого - одновременное нахождение в п. Клинцы двух ЧК. Сама Суражская ЧК, окончательно сформированная к октябрю 1918 года в п. Клинцы была довольно малочисленна. 1. См.: ВЧК уполномочена сообщить. Жуковский. Кучково поле. 2004. С. 269. 2. ГАБО. Ф. Р-1781. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

Вот встречала в 1919 году в Клинцах гроб Щорса и сопровождала Хрума с Щаденко, это есть на снимке в Клинцах, на снимке 1918 года в Клинцах ее нет и странность постановочного снимка, что Щорс среди бойцов не в центре снимка.

Посад Клинцы и Союза Русского Народа (СРН) - это нонсенс, и говорит о познаниях автора. По некоторым данным и евреев и старообрядцев было более 90%. Как источник материалов П. Храмченко: «Мои Клинцы»" служит не может , слишком много путаницы, ошибок и не соответствия.

щорсовской школы красных командиров

[править код]

«ПОКАЗАНИЯ РОСТОВОЙ Фрумы Ефимовны, жены Н.А.ЩОРСА, проживающей: г.Москва 72, ул.Серафимовича 2, кв.487, тел. В1-92-49. Николай Александрович ЩОРС был убит пулей в голову 30-го августа 1919 г. Гроб с прахом ЩОРСА был перевезен в г.Клинцы, Черниговской (ныне Брянской) области. Здесь гроб с телом Щорса был выставлен в зале уездного Комитета коммунистической партии и в течении четырех суток рабочие, крестьяне, красноармейцы и школьники прощались с любимым народным героем. По решению РВСовета Армии, для избежания поругания могилы Щорса в случае наступления белогвардейцев, как это имело место с могилой комбрига В.Н.Боженко, деревянный, обитый оцинкованным железом гроб с прахом Щорса был заключен в большой ящик из оцинкованного железа, герметически запаянный и отправлен для погребения в г.Самару (ныне Куйбышев) в сопровождении почетного караула из десяти курсантов щорсовской школы красных командиров (один из которых т. Михаил Дмитриевский ныне работает учителем одной из школ в Чирчике). Кроме того гроб сопровождали политработники Д.Шафранский, три брата Шкляр, Е.Харченко, я и трое моих сестер. Траурный поезд состоял из салон-вагона, в котором находился гроб и двух классных вагонов. По дороге гроб был перенесен в теплушку и так мы прибыли в Самару (Куйбышев) числа 13 сентября 1919 г. После выполнения необходимых формальностей, гроб с телом был похоронен в г. Самаре 14 сентября 1919 года на старом православном кладбище в районе густо заполненном могилами с памятниками зажиточных людей (судя по их внешнему виду и надписям) Несколько левее дороги, пролегавшей у забора отделявшего кладбище от вагоно-ремонтных мастерских, — от входа на собственно кладбище (не считая переулка) приблизительно в 100 шагах. Гроб был опущен в могилу вместе с ящиком, в который он был помещен для перевозки. Ящик очень большого размера, так что вырутую заранее могилу пришлось раскапывать. Спустя некоторое время я обратилась в Самарский Губком ВКП(б) с просьбой об установке надгробного памятника на могиле Щорса. Губком ассигновал для этой цели 20000 руб., за которые местный мастер Бранников установил довольно большой (выше моего роста) памятник из белого мрамора, состоявший из двух блоков правильной продолговатой формы, на верхнем из которых был высечен лавровый венок и в нем надпись: «Начдив 44 Николай Александрович Щорс 1895-1919». Надпись была покрыта позолотой. Спустя два года, т.е. в 1921 г. саратник Щорса Тищенко Иосиф Петрович (ныне полковник, находится в г.Минске БССР, в штабе БВО), проезжая через г.Самару установил при помощи того же мастера Бранникова ограду вокруг могилы. Прилагаю фотоснимки Щорса в гробу, траурного поезда с почетным караулом из курсантов и гроба с телом Щорса на грузовике, у которого стоят т.т. Щаденко Е.А. и др. 7 мая 1949 г. г. Куйбышев [подпись Ростовой]»

В Унечу прибыла из Брянска с отрядом китайцев и казахов, которые ранее работали на строительстве железной дороги и после революции оказали

[править код]

К Брянску скорее ни Фрума, ни китайцы отношения не имели. Единственное, скорее поезд останавливался в Брянске. В 1915 году из русской Маньчжурии начали ввозить китайских рабочих для строительства железной дороги Петроград - Мурманск, мурманского порта и других объектов государственной важности. Много китайских рабочих направлялось на различные горные промыслы Урала, на угольные шахты Донецкого бассейна, на лесоразработки в Белоруссии и холодной Карелии. Наиболее грамотные китайцы отбирались для работы на различных предприятиях и заводах Москвы, Петрограда, Одессы, Луганска, Екатеринбурга. В 1916 году были даже созданы группы китайцев для рытья окопов для русской армии на германском фронте. Первыми, кто заметил бесхозных китайцев, были большевики, позвавшие "братьев по классу" на службу в ЧОН - части особого назначения, карательные отряды Красной армии, которым поручалась самая "грязная работа". Чем хороши были китайцы? Основная масса китайцев не знала русского языка и не представляла страны, в которую они попали, ее религии, нравов и образа жизни. Поэтому они держались своих соплеменников, образовывая сплоченные закрытые группы с твердой дисциплиной. В отличие от русских, татар или украинцев, китайцы не уходили при случае домой, их дом был слишком далеко. Они не становились перебежчиками, потому что белые, осведомленные обо всех ужасах, которые творили "чоновцы", расстреливали китайцев без суда и следствия. Впрочем, пытки и казни мирного населения нравились далеко не всем китайцам, многие из мигрантов люди шли в солдаты просто для того, чтобы не погибнуть от голода и холода. В одном из донесений китайских дипломатов читаем: «Секретарь Ли пригласил завербованных в армию рабочих в посольство и откровенно поговорил с ними. Они разрыдались и сказали: "Разве можно забыть свою родину? Но в России очень трудно найти работу, а у нас нет денег на обратный путь. Мы не можем свести концы с концами, потому и записались в солдаты». Итак, первым отрядом, где наняли китайских мигрантов на военную службу стал интернациональный отряд при 1-м корпусе – это личная ленинская гвардия. Потом этот отряд с переездом правительства в Москву переименовали в «Первый интернациональный легион Красной армии», который стал использоваться для охраны первых лиц. Так, например самый первый круг охраны Ленина состоял из 70 китайских телохранителей. Также китайцы охраняли и товарища Троцкого, и Бухарина, и всех остальных видных партийцев. Организатором первого боевого китайского батальона был будущий командарм Иона Якир – сын аптекаря и вчерашний студент Базельского университета в Швейцарии