Друитт, Монтегю Джон

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Монтегю Джон Друитт»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Монтегю Джон Друитт
Дата рождения 15 августа 1857(1857-08-15)
Место рождения
  • Уимборн[вд], Великобритания
Дата смерти 1 декабря 1888(1888-12-01) (31 год)
Место смерти
Страна
Род деятельности игрок в крикет, школьный учитель, барристер
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Монтегю Джон Друитт (англ. Montague John Druitt, 15 августа 1857 — начало декабря 1888)[~ 1] — один из подозреваемых по делу Джека-потрошителя, в убийствах, которые произошли в Лондоне с августа по ноябрь 1888 года.

Друитт происходил из «верхнего среднего» класса, учился в Винчестерском колледже и в Оксфордском университете. После выпуска работал помощником директора школы-интерната и также сделал карьеру в юриспруденции, получив квалификацию барристера в 1885 году. Его хобби был крикет, он играл со многими ведущими игроками того времени, включая лорда Харриса и Фрэнсиса Лейси.

В ноябре 1888 года он потерял своё место в школе, причины этого остаются неясными. Месяц спустя его тело было обнаружено в Темзе. Его смерть, считавшаяся самоубийством, приблизительно совпала с окончанием серии убийств, приписанных Джеку-потрошителю. Отдельные рассуждения 1890-х годов о том, что он мог совершить убийства, стали достоянием общества в 1960-х годах и привели к публикациям книг, где предлагалась версия о том, что он — убийца. Тем не менее, улики против него носят полностью косвенный характер, и многие авторы 1970-х годов отвергали его в качестве вероятного подозреваемого.

Ранние годы

[править | править код]

Друитт появился на свет в Вимборне, графство Дорсет. Он был третьим ребёнком (и вторым сыном) в семье известного местного хирурга Уильяма Друитта и его жены Энн, урождённой Харви. Уильям Друитт был также мировым судьёй, директором местной школы. Он регулярно посещал местную англиканскую церковь (т.н. Минстер)[1]. В возрасте шести недель Монтаг Друитт был крещён в Минстере своим дядей по матери преподобным Уильямом Майо[2]. Семья Друиттов проживала в Вестфилд-хауз, бывшим самым большим домом в городе. У дома был свой участок с конюшнями и домиками слуг[3]. Всего у Друитта было шесть братьев и сестёр[1]. Его старший брат Уильям стал юристом, а младший брат Эдвард вступил в ряды Корпуса Королевских инженеров Британской армии[4].

Друитт получил образование в Винчестерском колледже, где в возрасте 13 лет выиграл стипендию и выделялся успехами в спорте, особенно в крикете и в «файве»[5]. Он участвовал в школьном дискуссионном обществе, что могло побудить его стать барристером[6]. В ходе дебатов он высказывался в пользу французского республиканизма, обязательной военной службы, высказывался за отставку Бенджамина Дизраэли и против Османской империи, влияния Отто Бисмарка и линии правительства в деле Тичборна. Друитт выступал в защиту Уильяма Вордсворта, как «оплота протестантизма»[7], осуждал казнь короля Карла первого. как «подлейшее убийство, навсегда запятнавшее честное имя Англии»[8]. Однажды в беззлобной дискуссии он выступил против мнения о том, что зависимость от моды - это социальное зло[8][7].

В последнем учебном году в Винчестере 1875–76 он стал префектом часовни, казначеем школьного дискуссионного общества, чемпионом школы по файвсу и боулером команды по крикету[7]. В июне 1876 года он сыграл за школьную команду против Итонского колледжа. Его команда выиграла матч с командой в которой играли такие звёзды крикета, как Иво Блай, Кинастон Стадд и будущий главный секретарь министерства внутренних дел Эвелин Раглс-Брайс. В ходе игры Друитт четыре раза «выбил» Стадда[9]. Добившись таких ярких успехов в учёбе, он выиграл стипендию Винчестера для учёбы в Новом колледже Оксфордского университета[10].

В Нью-колледже Друитт снискал популярность среди сверстников и был избран распорядителем комнаты для младших[11]. Он играл в крикет и регби за команду колледжа и в 1877 году стал чемпионом университета в одиночных и в двойных пятёрках[12]. В матче 1880 года среди старших ему удалось выбить Уильяма Паттерсона, ставшего потом капитаном клуба крикетистов графства Кент[13].

В 1878 году ему удалось получить второй класс на экзаменах. В 1880 году он окончил колледж с третьим классом бакалавра искусств по античности (Literae Humaniores)[11][14] . Его младший брат Артур поступил в колледж в 1882 году[15]. В это время Друитт пытался начать карьеру в юриспруденции, пойдя по стопам своего старшего брата Уильяма[16].

17 мая 1882 года спустя два года после окончания учёбы Друитт был принят в Почётное общество Внутреннего храма, один из квалификационных органов для английских адвокатов. Отец обещал ему наследство в 500 фунтов (54 тыс. фунтов в настоящее время). Друитт оплачивал членские взносы из ссуды, полученную у отца под залог наследства. 29 апреля 18885 года Друитт получил разрешение выступать в суде и начал свою практику как адвокат и специальный составитель.

В сентября 1885 года отец Друитта скоропостижно скончался от сердечного приступа, оставив состояние в 16.579 фунтов (1.905 тыс. фунтов в настоящее время). Он поручил своим душеприказчикам вычесть из наследства сына в 500 фунтов деньги, которые ему ссудил. В итоге Монтегю получил весьма скромную сумму, хотя согласно воле отца получил некоторые его личные вещи. Большая часть состояния Друитта-старшего перешла к его жене Анне, трём незамужним дочерям (Джорджиана, Эдит и Этель) и старшему сыну Уильяму.

Друитт снимал контору по адресу King's Bench Walk, 9 в районе Внутреннего храма. В конце викторианской эры только состоятельные люди могли позволить себе судебный иск, и только каждый восьмой квалифицированный адвокат мог зарабатывать на жизнь юриспруденцией. Одни биографы Друитта считали, что его практика не была процветающей, другие полагали, что он получал относительно высокий доход с учётом вычета значительной арендной платы за контору и стоимости его имущества на момент смерти. Имя Друитта было в списках сессий судов Западного округа и Уинчестера 1886 года и в списках сессий судов Западного округа, Хэмпшира, Портсмута и Саутгемптона 1887 года.

Чтобы пополнить свой доход и оплачивать юридическое образование, Друитт с 1880 года работал помощником учителя в школе-интернате Джорджа Валентайна по адресу Элиот-плейс, 9, Блэкнит, Лондон. Эта школа имела долгую и славную историю. Там в 1810х годах учился Бенджамин Дизраэли. Ученики школы играли с младшим сыном королевы Виктории, принцем Артуром, герцогом Коннахта, который в 1860х годах проживал недалеко от школы у Гринвич-парка. Вместе с должностью Друитт получил жильё на Эллиот-плейс а долгие школьные каникулы дали ему возможность изучать право и продолжить играть в крикет.

В Дорсете Друитт играл за крикетный клуб Кингстон-парк и крикетный клуб графства Дорсет. Друитта особенно отмечали за его искусную игру боулером. В 1882 и 1883 годах Друитт совершал туры по восточным графствам в составе выездной команды джентельменов ncogniti. Одним из местных товарищей Друитта по игре был Фрэнсис Лейси, первый человек, произведённый в рыцари за заслуги в области крикета. Друитт также играл за другую странствующую команду Butterflies, которая 14 июня 1883 года сыграла вничью с командой его родного Уинчестерского колледжа. В команду входили первоклассные крикетисты: А. Дж. Уэбб, Дж. Г. Кроуди, Джон Фредерик и Чарльз Сеймур.

Работая в Блэкнете, Друитт играл за местный крикетный клуб Блэкнет Морден, стал казначеем клуба. В клубе играли влиятельные люди: президентом был политик сэр Чарльз Миллс, одним из игроков был Стэнли Кристоферсон, позднее он стал президентом крикетного клуба Мерлибоун. После слияния клуба с другими местными спортивными ассоциациями образовалась Компания Блэкнета по крикету, футболу и лаун-теннису. Друитт принял дополнительные обязанности секретаря и директора компании.

Свою первую игру новый клуб сыграл против команды Джорджа Гиббонса Хирна «Одиннадцать», в ней играли многие члены знаменитой семьи Хирнов. Команда Хирна победила, завоевав 21 ранов. 5 июня 1886 года в матче между Блэкхитом и разъездной командой джентльменов под названием Band of Brothers во главе с лордом Харрисом Друитт обыграл Харриса на 14 очков и взял еще три калитки. Блэкхит победил, сделав 178 пробежек. Две недели спустя он уволил бэтсмена Джона Шутера , игравшего за крикетный клуб Бексли, из-за утки, и Блэкхит выиграл игру с разницей в 114 пробежек. На следующий год Шутер вернулся в Блэкхит с командой округа Суррей, в которую входили Уолтер Рид, Уильям Локвуд и Бобби Абель, которым Друитт проиграл 56 очков. Команда Суррея выиграла со счётом 147 пробежек.

26 мая 1884 года Друитт был избран в Мэрилбоунский крикетный клуб (MCC) по рекомендации Чарльза Сеймура, своего товарища-игрока по Баттерфляй, предложившего кандидатуру Друитта и известного игрока Вернона Ройла, поддержавшего номинацию. Один из второстепенных матчей, которые он сыграл за MCC, был с боулером Англии Уильямом Аттевеллом против школы Харроу 10 июня 1886 года. Команда МСС выиграла со счётом 57 пробежек. Друитт также играл против MCC за «Блэкхит»: 23 июля 1887 года он выбил Дика Паугера за 28 пробежек, но он сделал только 5 пробежек, прежде чем Арнольд Фотергилл выбил мяч, пойманный Паугером. MCC выиграл со счётом 52 пробежки.

В июне 1888 года лорд Харрис дважды играл за «Блэкхит» с Друиттом и Стэнли Кристоферсоном. Блэкхит легко выиграл оба матча, но Друитт был не в форме и ни в одном матче не внёс ни пробежек, ни калиток. В августе 1888 года Друитт играл за « Джентльменов из Борнмута» против команды « Парси» во время их турне по Англии и выиграл пять калиток в первом же иннинге. Тем не менее, команда « Парси» победила. 8 сентября 1888 года команда «Блэкхит» играла против братьев Кристоферсон. Друитт был выбит Стэнли Кристоферсоном, который играл за своих братьев, а не за «Блэкхит», и в ответ Друитт выбил Кристоферсона. «Блэкхит» выиграл со счётом 22 пробежки. Кроме крикета Друитт играл в хоккей на траве.

В пятницу 30 ноября 1888 года Друитт был уволен со своего поста в школе для мальчиков Блэкхита по неясной причине. Одна из газет процитировала показания братьев Уильямс на дознании, что Друитт был уволен поскольку «попал в серьёзную беду» но не пошла на дальнейшие разъяснения. В начале декабря 1888 года Друитт пропал. Запись от 21 декабря в журнале заседаний криткетного клуба «Блэкхит» гласит, что он снят с поста казначея и секретаря, по причине «отъезда за границу».

31 декабря 1888 года лодочник по имени Генри Уинслейд обнаружил тело Друитта плавающим в Темзе у торпедного завода Торникрофта в Чизвике. Карманы одежды Друитта были набиты камнями, что удерживало его тело под водой около месяца. При нём были обнаружены обратный билет на поезд до Хаммерсмита от 1 декабря, серебряные часы, чеки на 50 и 16 фунтов стерлингов золотом (что эквивалентно 5900 и 1900 фунтов стерлингов на сегодняшний день). Неизвестно, почему он взял с собой такую большую сумму денег, это могла быть последняя выплата от школы.

Некоторые современные авторы предполагают, что Друитта уволили, потому что он был гомосексуалистом или педерастом, и это могло довести его до самоубийства. Одно предположение состоит в том, что деньги, найденные на его теле, были предназначены для выплаты шантажисту. Другие, однако, полагают, что нет никаких доказательств гомосексуальности Друитта, и что его самоубийство было вызвано наследственным психическим заболеванием. Его мать страдала депрессией и с июля 1888 года находилась в лечебном учреждении. Она умерла в психиатрической больнице в Чизвике в 1890 году. Его бабушка по материнской линии покончила жизнь самоубийством в невменяемом состоянии. Его тетя пыталась покончить жизнь самоубийством. Его старшая сестра покончила жизнь самоубийством в преклонном возрасте. В комнате Друитта в Блэкхите была найдена записка, написанная Друиттом, и адресованная его брату Уильяму, который был поверенным в Борнмуте . В ней говорилось: «С пятницы я чувствую, что становлюсь таким, как мать, и лучшим для меня будет умереть».

Как обычно в округе, дознание провёл коронёр доктор Томас Брама Диплок в трактире Lamb Tap в Чизвике 2 января 1889 года. Присяжные коронера пришли к выводу, что Друитт покончил жизнь самоубийством, уотпился, находясь в нездоровом душевном состоянии. На следующий день его похоронили на кладбище Уимборн. По завещанию его имущество было оценено в 2600 фунтов стерлингов (что эквивалентно 308 100 фунтам стерлингов на сегодняшний день).

Неизвестно почему Друитт покончил с собой именно в Чизвике. Одно из предположений состоит в том, что там жил один из его университетских друзей, Томас Сеймур Тьюк из семьи Тьюк. Тьюк был врачом-психиатром, с которым Друитт играл в крикет, а мать Друитта была помещена в приют Тьюка в 1890 году. Другое предположение состоит в том, что Друитт знал Гарри Уилсона, чей дом, «Осиерс», находился между станцией Хаммерсмит и пристанью Торникрофта, где было найдено тело Друитта.

Подозреваемый по делу Джека-потрошителя

[править | править код]

31 августа 1888 года в бедном районе Уайтчепел (Ист-энд, Лондон) было найдено тело проститутки Мэрии Энн Николс с перерезанным горлом. В течение сентября были найдены тела ещё трёх женщин (Энни Чапман и Элизабет Страйд 8 сентября, Кэтрин Эддоус 30 сентября) также с перерезанным горлом. 9 ноября 1888 года было найдено тело проститутки Мэри Джейн Келли. Её горло было перерезано до позвоночника. Тела четырёх жертв были изуродованы после кончины. Сходства преступлений привели к предположению, что убийцей был один человек, ему дали прозвище «Джек-потрошитель». Несмотря на обширные поиски, проведённые полицией, после этих пяти убийств, преступника так и не нашли, преступления остались нераскрытыми.

Вскоре после убийства Келли появились слухи, что Потрошитель утонул в Темзе. В феврале 1891 года депутат Парламента от западного Дорсета, Генри Ричард Фаргухарсон объявил, что Джек-потрошитель – «сын хирурга», совершившего самоубийство в ночь последнего убийства. Хотя Фаргухарсон не назвал имени подозреваемого, его описание напоминает Друитта. Фаргухарсон проживал в 16 км от семьи Друитта и принадлежал к тому же социальному классу. Журналист викторианской эпохи Джордж Р. Симз отметил в своих мемуарах The Mysteries of Modern London (1906): «Тело Потрошителя было найдено в Темзе после того, как оно пробыло в воде около месяца.» Помощник заместителя министра внутренних дел сэр Джон Мойлан сделал похожее замечание: «Потрошитель избежал правосудия, совершив самоубийство в конце 1888 года». Помощник комиссара Скотленд-ярда сэр Бэзил Томпсон заметил в 1913 году: «Потрошитель был сумасшедшим русским врачом, избежавшим ареста, утопившись в Темзе в конце 1888 года.». Но ни Мойлан ни Томпсон не участвовали в расследовании по делу Потрошителя.

Помощник главного констебля сэр Мелвилл Макнагтен упомянул Друитта как подозреваемого в написанном от руки конфиденциальном меморандуме от 23 февраля 1894 года Макнагтен осветил связь между исчезновением Друитта и смертью вскоре после последнего из пяти убийств 9 ноября 1888 года и заявил о наличии неуказанной «негласной информации», которая оставляет «мало сомнений» в то что семья Друитта считала его убийцей. Записка Макнагтена была в итоге обнаружена в его личных бумагах его дочерью леди Эйберконвей, она показала записку британскому телеведущему Дэну Фарсону. В 1966 году была обнародована другая, несколько сокращённая копия этой записки, найденная в архивах полиции метрополии. Фарсон раскрыл инициалы Друитта "MJD" в телевизионной программе в ноябре 1959 года.

В 1961 году Фарсон расследовал заявление австралийца о том, что двоюродный брат Монтегю Друитта, Лайонел Друитт, опубликовал в Австралии брошюру под названием «Убийца из Ист-Энда - я знал его», но это утверждение так и не было подтверждено. Журналист Том Каллен раскрыл полное имя Друитта в своей книге от 1965 года Autumn of Terror, за которой последовала книга Фарсона от 1972 года Jack the Ripper. До обнаружения записки Макнахтена, книги о Потрошителе, такие как например написанные Леонардом Маттерсом и Дональдом Маккормиком, высмеивали истории о том, что Потрошитель утонул в Темзе, потому что они не могли найти самоубийцу, соответствующего описанию преступника. Каллен и Фарсон напротив предположили, что Друитт и Потрошитель - одно лицо на основании меморандума Макнахтена, совпадение гибели Друитта с окончанием серии убийств, близость Уайтчапела (где находилась комната Друитта) с территорией Внутреннего храма, заключение следствия, признавшее сумасшествие Друитта и что Друитт возможно освоил начальные навыки вскрытия трупов (предположительно продемонстрированные Потрошителем) наблюдая за работой отца.

После публикации книг Каллена и Фарсона остальные авторы трудов о Потрошителе согласились, что их теории основаны только на ошибочных косвенных доказательствах и попытались найти алиби Друитта на время убийств, совершённых Потрошителем. 1 сентября на следующий день после убийства Мэри Энн Николс, Друитт играл в крикет в Дорсете. В день убийства Энни Чэпмен Друитт играл в крикет в Блэкхите а в дни после убийств Элизабет Страйд и Кэтри Эддоус он был в западных графствах, выступая по делу своего клиента в суде. В то время как такие авторы как Каллен и Эндрю Спаллек утверждают, что Друитт располагал временем и возможностью чтобы путешествовать на поезде между Лондоном и своими крикетными и юридическими делами или использовать своё городское жилище в качестве базы для совершения убийств другие отметают эту версию как неправдоподобную. Многие эксперты считают, что убийца проживал в Уайтчапеле, в то время как Друитт проживал в милях от Уайтчапела, на другом берегу Темзы. Его жилище было в шаговой доступности от Уайтчапела, и он регулярно ездил на поезде мимо станции Кэннон-стрит, в нескольких минутах ходьбы от Ист-энда. Тем не менее, представляется невероятным, чтобы он смог пройти это расстояние в окровавленной одежде, оставаясь незамеченным. Улика, обнаруженная в ходе расследования убийства Эддоуз (часть ее окровавленной одежды), указывает на то, что убийца ехал на северо-восток от места её убийства,

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Cullen, p. 224; Leighton, pp. 10–12
  2. Leighton, p. 10
  3. Cullen, p. 224; Leighton, pp. 10–12; McDonald, p. 80
  4. Leighton, pp. 13, 31; McDonald, p. 80
  5. Cullen, pp. 224–225; Leighton, pp. 15–18
  6. Cullen, p. 225; Leighton, p. 20
  7. 1 2 3 Cullen, p. 225
  8. 1 2 Spallek, Andrew (October 2008) "Young Montie: Montague Druitt at Winchester", Ripperologist 96: 4–5
  9. Leighton, p. 16
  10. Cullen, p. 225; Leighton, p. 20; McDonald, p. 82
  11. 1 2 Cullen, p. 226; Leighton, p. 28; McDonald, p. 82; Rumbelow, p. 155
  12. Leighton, p. 24; McDonald, p. 82
  13. Leighton, pp. 24, 169
  14. Oxford University Calendar 1895, Oxford: Clarendon Press, 1895, pp. 228, 328
  15. Foster, Joseph (ed.) (1888) Alumni Oxonienses, London: Parker and Co., vol. I: "Abbay–Dyson"
  16. Leighton, p. 31; McDonald, p. 83
Комментарии
  1. Его тело было найдено 31 декабря 1888 года, через месяц после его смерти. В его кармане был найден билет на поезд, на дату 1 декабря. На его могильном памятнике выбита дата 4 декабря 1888 года; в его свидетельстве о смерти указана дата обнаружения его тела. Согласно записи в заверенном экземпляре завещания по его поместью, последний раз его видели живым 3 декабря. (McDonald, p. 143).

Литература

[править | править код]